#bMovieNight@drugoekino №5
«Дом Дракулы»
«У бимуви история появления более прозаичная и на редкость простая, связанная всего с одним именем - студия Юниверсал. После бума жанров 1900х-1910х годов, когда выделился жанр хорроров, наступил так называемый золотой век ужасов, заложивший основы основ. Юниверсаловские студийные бонзы после успехов такой классики как Джекилл и Хайд или Призрак Оперы с знаменитым Лоном Чейни решили не останавливаться и запилить серебряный век, подаривший нам и Франкенштейна, и Дракулу, и Мумию, и Человека-волка и многое многое другое.»
Все с чего-то да начинается. Каждый из нас появился в результате контролируемого митоза, приведшего к эмбриону, а затем и полноценному человеческому детенышу, родившемуся из чрева матери. Так утверждает медицина. Эволюция утверждает, что люди получились из-за игр в бога высокоразвитой расы рептилоидов, о которых еще Лафкрафт писал, когда те экспериментировали с обезьянами в Центральной Африке. Обезьяны развились из лемуроподобных зверьков, лемуроподобные зверьки эволюционировали из первых сумчатых млекопитающих очень похожих на крыску существ. Те в свою очередь скажем честно плод деградации терапсид, потомков знатного класса пресмыкающихся - синапсид. Они очень рано отделились от первых ящерок, которых с трудом отличают от панцирноголовых амфибий. Там были дальше кистеперые рыбки, червие и прочая плесень. О том как возникла первая клетка нам уже расскажет биология. О том когда и в каких условиях - геология, наука о планете Земля. А уж про появление Земли поведает космология, но только про Землю. Появление всей Вселенной изучает астрофизика, которая пока только смогла выяснить, что все, что есть вокруг нас - это последствие Большого Взрыва, когда сосредоточение всей массы и энергии, точку сингулярности, вдруг разорвало. А до точки сингулярности, как утверждает наука история, на Руси было жить хорошо. Царь-батюшка вместе с счастливыми крестьянами лично пахал поля, в которых бабы непрерывно рожали здоровых детей и тут же их крестили как велела мать сыра земля. Правда Сталин, тогда еще семинарист, хитро спрашивал - Царь-батюшка, а давай расстреляем кого-нибудь? А Царь-батюшка только добродушно ухмылялся в усы - эх шельмец! Потому что тогда расстреливать было еще некого. Косы у девок были толстые, как ноги у современных хипстеров, а на их грудях можно было рельсы ковать. Пили тогда только хмельной мед, но никто не пьянел, потому что пьянства на Руси раньше не было. А еще можно было каждый день еврейские погромы устраивать, евреи только рады были - после погромов все вместе шли поля пахать и креститься.
У бимуви история появления более прозаичная и на редкость простая, связанная всего с одним именем - студия Юниверсал. После бума жанров 1900х-1910х годов, когда выделился жанр хорроров, наступил так называемый золотой век ужасов, заложивший основы основ. Юниверсаловские студийные бонзы после успехов такой классики как Джекилл и Хайд или Призрак Оперы с знаменитым Лоном Чейни решили не останавливаться и запилить серебряный век, подаривший нам и Франкенштейна, и Дракулу, и Мумию, и Человека-волка и многое многое другое. Метроголдвинмайер с Коламбией и охапкой безымянных компаний пытались что-то вытужить, но конкуренции этим легендарным монстрам составить не могли. По тем временам эти ужасы были вполне себе блокбастерами, собирали полные залы и приносили кучи денег, но в 40е года наступил кризис жанра. Финансирование ужали, франшизы к тому времени были выдоены досуха, как вымя коровы в румынской деревне, а зрителю опаршивело уже смотреть как Бела Лугоши каркает с акцентом где-то в углу. Именно тогда и появились протобимуви, которые еще держали лоск мейнстрима, но уже скатывались в бред и угар.
Вот, например, Дом Дракулы - кроссовер, в которым собрали всех, кроме пожалуй Харатьяна, решив, что не мытьем - так катанием. Получилось даже хуже, чем раньше. Дом Дракулы оказался зажатым в рамках жанра - классической готомистики, где нет мрачных школьниц, слушающих баухаус на кладбище, но есть сырые подземелья немецких замков, загибающийся аристократический род и мысль, что главное чудовище - все-таки человек, а не привидение. Словом, все как у Анны Радклиф. Поэтому все, что имеется в Доме Дракулы, мы видели по сто раз - вампир хочет пить кровь красивых женщин и страдает от вечной жизни, Ларри Талбот на всех орет, что станет оборотнем, а ему никто не верит, а монстр Франкенштейна тусуется на заднем фоне и танцует тектоник. Разве что планка актерской игры тут доведена до совершенства - смотреть на экзистенциальные страдания младшего Лона Чейни вместе с невероятно аристократичным и в высшей степени учтивым Джоном Керредайном сплошное удовольствие.
Да, Дом Дракулы посредственная векторная сумма всех предыдущих наработок, бессовестно эксплуатирующая предшествующие идеи (тут даже есть ассистент-горбун), но для бимувистов он имеет краеугольное значение. Впервые тут появляется очень мощный научный бэкграунд, давая объяснение и вампиризму (вирус же!) и ликантропии (гормональный всплеск же!), что по сути является предтечей упомянутому ранее научно-фантастическому хоррору, который и является уже первым полноценным бимовие.
Вы можете не смотреть Дом Дракулы, кино для узких специалистов и любителей, но ознакомится с юниверсаловской классикой определенно стоит для кинообразования. Это именно то, что послужило основой для формирования готической культуры, многие режиссеры в конечном итоге вдохновлялись этими фильмами, созданные ими образы стали нарицательными. Очень трудно переоценить их культурный вклад. Вряд ли мы с вами дальше их коснемся, я вам лучше как-нибудь расскажу про другие юниверсаловские малоизвестные хорроры.