«Казимир Малевич – мир как беспредметность». Статья о менее известной сфере творчества создателя «Черного квадрата» – теоретической.
Казимир Малевич, вошедший в историю искусства как выдающийся представитель сразу нескольких течений (авангардизм, футуризм, кубизм, супрематизм, импрессионизм), интересовался не только практикой творчества, но и теорией.
Активно участвуя в персональных и коллективных выставках, он много времени уделял просветительской работе и «оформлению» собственных взглядов на искусство. Уже в 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. В 1915-м, в год создания «Черного квадрата», написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Годом позже участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов».
В мае 1917 года Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе он становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917-го московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В том же году он выступил с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».
В 1918 году он был избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». В 1919 году вернулся в Москву, руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.
В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». К 1920 году Малевич практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ, выступил с лекцией «О новом искусстве», а в 1922 году закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». (В 2000 году она вошла в третий том пятитомного Собрания сочинений Казимира Малевича, выпущенного издательством «Гилея».)
В 1927 году, женившись в третий раз (на Наталье Манченко) и поселившись с семьёй по адресу улица Союза связи, д. 2 / 9, кв. 5 (этот ленинградский адрес станет для него последним), Малевич едет за границу: сначала в Варшаву, где была организована его персональная выставка, затем в Берлин, где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. 7 апреля 1927 года, как легко можно узнать в любой биографической статье, Малевич посетил Баухаус в Дессау, а 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА).
В тот же году в Мюнхене, в серии Баухауз-книг (Bauhausbücher), выпускавшейся знаменитой Высшей школой строительства и художественного конструирования «Баухауз», в свет вышла книга Малевича «Мир как беспредметность». Она и стала главным экспонатом проходящей в Базеле выставки.
«Основанное на прямой взаимозависимости текстов и рисунков, это единственное издание на европейском языке, опубликованное при жизни художника, открывает доступ в мир, находящийся за пределами видимых вещей, в мир, в который сразу проникнуть сложно».
Отталкиваясь от квадрата, фигуры простой и на первый взгляд даже банальной, Малевич развивает концепцию супрематического мира, в котором правит чистое познание. Как только чистое познание, дремавшее в форме квадрата, приходит в движение, появляется круг. Затем возникают крест или прямоугольник, более сложные формы для познания полета, потока, магнетизма или вселенной. «Хотя названия картин и связывают их с реальным миром, цель Малевича была в уничтожении любой схожести с видимыми предметами. В супрематическом квадрате (который на самом деле с геометрической точки зрения не квадрат, а скорее четырехугольник) заявляет о себе отрицание похожести».
И вот, впервые за многие годы, отдел эстампов Художественного музея Базеля представляет рисунки, послужившие основой для этого иллюстрированного самим художником издания. Сопровождающий выставку каталог включает в себя новый перевод авторского текста Малевича на немецкий и английские языки и передает историю создания этого произведения: когда и где был написан текст, как появились рисунки, какой этап в творческом развития Малевича они отражают?
Текст и в оригинале достаточно сложен для восприятия. Вот, например, такой пассаж: «Философия в живописных доказательствах о природе обнаружила первой отсутствие принципа относительности. Все отношения к натуре становились высотою, оставляя восприятие как ложное, — не существовало того, на чем познавалась реальность природы и строился мир знаков. Никто на это не обращал внимания, даже сам живописец, сознавая живопись как плоскость, не мог, однако, построить ее в холсте иначе, как через принцип отношений построив живописную поверхность и установив линию, объем, разные другие различия; <однако> они все исчезали, оставляя плоскость поверхности <плоской>. Этим самым <живописец> доказал растворение всех ощущений различий в безразличной плоскости. Однако, когда Супрематический квадрат мною был построен, <он> вызвал негодование и обвинение меня «вне живописи стоящим». Но, может быть, в хорошем переводе он прозвучит иначе.
Надежда Сикорская, Базель, 7. 04. 2014
kunstmuseumbasel.ch