Энциклопедия русского авангардного кино 1 часть Маяковский в роли демона, рожающие монахи, любовь втроем, пропаганда займов, жертвоприношения, пионеры и ангелы — в хронике сохранившегося и утерянного советского кино 1913 «Драма в кабаре футуристов № 13», реж. Владимир Касьянов Роли в «Драме» исполнили художники объединения «Ослиный хвост» Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Владимир Маяковский, братья Бурлюки, художник Всеволод Максимович, поэт и прозаик Борис Лавренев. По сюжету художник Максимович закалывал героиню Гончаровой, после чего убитую везли в авто за город и бросали полураздетой, с нарисованной на груди раной, в снег. В этот момент появлялся Маяковский в цилиндре, игравший в картине демонического персонажа. От фильма сохранился всего один кадр. 1916. Апрель «Пиковая дама», реж. Яков Протазанов Фильм является скрытой пародией на салонную драму, прежде всего на картины Евгения Бауэра. Протазанов периодически занимается «обнажением приема», доводя мистическую атмосферу ленты, характерную для предреволюционного кино, почти до абсурда. 1918 «Барышня и хулиган», реж. Владимир Маяковский и Евгений Славинский, «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся», реж. Никандр Туркин Три фильма, снятые при участии Владимира Маяковского. Маяковский пишет сценарии, исполняет главные роли в картинах, а в случае с «Барышней и хулиганом» также фактически является и режиссером. Эти картины — не просто ироническое переосмысление серьезных жанров, как это было с «Драмой в кабаре футуристов № 13», они во многом предвосхищают основные пути развития советского кино. Полностью сохранилась только «Барышня и хулиган». От «Закованной фильмой» остались незначительные отрывки. 1918 «Проект инженера Прайта», реж. Лев Кулешов Первый самостоятельный опыт Льва Кулешова. История об инженере, который открывает новый источник энергии, чем вызывает недовольство у владельцев нефтяных монополий. Фильм выглядит ученической работой, а его антураж во всем соответствует дореволюционной салонной драме, однако Кулешов активно экспериментирует с монтажом, что в то время являлось новшеством. 1919 «Девьи горы. Легенда об антихристе», реж. Александр Санин Лебединая песнь дореволюционного русского кино (хотя на самом деле его эстетика не умрет совсем, продолжившись в эмиграции, да и в некоторых советских лентах 20-х). Картина Санина последовательно рассказывает о появлениях сатаны и Иуды в нашем мире, однако действие разворачивается не только на великосветском балу, но также в царстве Берендея и в стране амазонок. «Девьи горы» можно очень условно причислить к авангарду, однако, как и все дореволюционное кино, они логично вписываются в традицию декаданса. Изощренные, часто порочные и подчеркнуто декоративные русские дореволюционные фильмы кровно связаны с поэзией Серебряного века, сектантством, прозой Белого и Кузмина или рисунками Сомова и Добужинского. 1924. Апрель «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», реж. Лев Кулешов Лев Кулешов воспринимается прежде всего как педагог и теоретик монтажа, хотя в 20-е годы он, безусловно, был одним из ведущих советских режиссеров. И хотя сейчас «Необычайные приключения» воспринимаются скорее как веселый сборник блестящих этюдов и пантомим, в этом фильме уже предчувствуется талант большого мастера. В фильме снимаются ученики Кулешова: Борис Барнет, Всеволод Пудовкин, Сергей Комаров и Александра Хохлова. 1924. Сентябрь «Аэлита», реж. Яков Протазанов Яков Протазанов не считался авангардным мастером. Более того, у режиссеров, сформировавшихся после революции, он устойчиво ассоциировался со старым кино, ориентированным на зрителя. Между тем Протазанов был одним из тех, кто активнее всего использо­вал новые возможности киноязыка, делая их максимально доступными для рядового зрителя. Так, «Аэлита» имела кассовый успех и одновременно стала хрестоматийным примером советского киноавангарда. При этом не все зрители осознают скрытую в этой картине иронию. 1924. Октябрь «Кино-глаз», реж. Дзига Вертов и группа «Киноки» Дзига Вертов (Давид Кауфман) — один из основателей мирового документального кино, теоретик монтажа, изобретатель скрытой камеры, автор фильмов «Кино-глаз», «Человек с киноаппаратом», «Шестая часть мира» и других. В своих теоретических текстах выступал против художественных лент в пользу хроники. Хроника, по мысли Вертова, путем монтажа должна была превратиться в произведение искусства. Монтаж — организация видимого мира — делает нарезку из хроникальных кадров комедией, трагедией или авантюрным произведением. Эти принципы он попытался воплотить в жизнь вместе со своей группой, получившей название «Киноки» (от «кинооко»). Из членов группы нужно упомянуть брата Вертова оператора Михаила Кауфмана (другой брат Вертова — Борис Кауфман стал известным оператором во Франции, а затем в США) и талантливого монтажера Елизавету Свилову, впоследствии — жену Вертова. 1926. Март «Чертово колесо», реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг Первый полнометражный фильм группы ФЭКС. Сильное влияние театральных опытов особенно отчетливо чувствуется в первых картинах ФЭКС, одновре­менно с этим уже в «Чертовом колесе» проявились и другие тенден­ции, прежде всего — интерес к немецкому экспрессионизму, в котором можно усмотреть влияние Москвина и Енея. arzamas.academy

Теги других блогов: кино авангард русское кино