Энциклопедия русского авангардного кино
2 часть
1926. Октябрь
«Мисс Менд», реж. Борис Барнет и Федор Оцеп
Один из самых кассовых фильмов 20-х годов. Картина снята под сильным влиянием немецкого и американского кино и рассказывает о приключениях иностранных авантюристов в Советской России.
1926. Декабрь
«Катька — бумажный ранет», реж. Фридрих Эрмлер и Эдуард Иогансон
Совместный фильм Эрмлера и Иогансона из КЭМ имел невероятный успех и стоял у истоков советской комедийной мелодрамы. Во многом картина обязана своим успехом актеру мхатовской школы Федору Никитину, исполнившему в фильме главную роль. Фильм имел две сюжетные линии: история торговки яблоками Катьки и опустившегося интеллигента Вадьки (ее снимал Иогансон), а также «проблемная история» хулигана Сёмки и Верки (работа Эрмлера). После выхода «Катьки» пути Эрмлера и Иогансона разошлись. Иогансон продолжает снимать комедийные мелодрамы, а убежденный коммунист Эрмлер работает над проблемными картинами, методично приближаясь к своей главной ленте 20-х, фильму «Обломок империи».
1926. Декабрь
«По закону», реж. Лев Кулешов
Экранизация рассказа Джека Лондона. Шедевр Кулешова, один из лучших фильмов 20-х годов. Сценарий написан совместно с Шкловским. Кулешов ставит перед собой сложную для того времени задачу — снять увлекательный полнометражный фильм с небольшим количеством героев, все действие которого происходило бы в одной декорации. После выхода картина критикуется за формализм и эстетство.
1926
«Шестая часть мира», реж. Дзига Вертов
Одна из лучших картин Вертова 20-х годов. В фильме рассказывается о многообразии жизни в СССР, а также о работе его граждан над созданием общего благосостояния.
1927. Март
«С. В. Д.» («Союз великого дела»), реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Один из лучших фильмов ФЭКС этого периода. По словам Шкловского — «самый нарядный советский фильм». Финал картины, в котором действие внезапно переносится из зимы в лето, — яркий пример образности советского киноавангарда 20-х.
1927. Март
«Третья Мещанская», реж. Абрам Роом
Вероятно, самый известный фильм Роома, трагикомедия о любви втроем в нэповской Москве. Характерное для Роома внимание к бытовым деталям, которые вдруг обретают символическое значение, роднит этот фильм с современной ему немецкой драмой. Выход «Третьей Мещанской» вызвал жесткие споры в обществе, однако картина упрочила положение Роома как режиссера. Теперь критика называет его, наравне с Кулешовым, Эйзенштейном, Вертовым и Пудовкиным, одним из лучших советских режиссеров.
1927. Сентябрь
«Поцелуй Мэри Пикфорд», реж. Сергей Комаров
Сергей Комаров — ученик Кулешова, актер, режиссер и сценарист. Автор эксцентрических комедий «Поцелуй Мэри Пикфорд» и «Кукла с миллионами» (сценарий к последней писал Оцеп). В его комедиях заметна ориентация на зарубежное (прежде всего американское) кино, вообще важная для начальных этапов советского киноавангарда, и интересные монтажные эксперименты. Так, «Поцелуй Мэри Пикфорд» фактически вырастает из включения в картину документальных съемок американских звезд Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса (нечто вроде Анджелины Джоли и Брэда Питта своей эпохи), в 1926 году посетивших Советский Союз.
1927. Октябрь
«Ваша знакомая», реж. Лев Кулешов
«Ваша знакомая» мыслилась как «антифильм». Актеры в нем (прежде всего Александра Хохлова) не играют, а живут в кадре; некоторые сохранившиеся фрагменты более всего напоминают видеоарт. Художником на картине был Александр Родченко. Вместе с Кулешовым Родченко пытается переосмыслить пространство экрана, чему способствуют построенные им новаторские декорации. Фильм не принят критикой, которая порицает его за мелкобуржуазность.
1927. Декабрь
«Бабы рязанские», реж. Ольга Преображенская, Иван Правов
Самая кассовая советская картина 20-х, пользовалась огромным успехом за рубежом. Ее авторы — Ольга Преображенская и Иван Правов. Современники не только не считали их авангардистами, но даже прямо противопоставляли тем. Невероятный успех картины «Бабы рязанские» Эйзенштейн считал позором для советского кино. Однако вышедшие в 1927 году «Бабы» являются одной из важнейших картин этого периода. Взяв традиционную мелодраму из крестьянской жизни, Преображенская и Правов радикально меняют сюжет, противопоставляя традиционной для этого жанра умирающей героине новую женщину, которая в изменившихся условиях борется за свое счастье. Все съемки велись на натуре, а достижения советской монтажной школы были призваны подчеркнуть красоту деревенской жизни, а не пересоздать ее. «Бабы рязанские» во многом предвосхищают революцию «Земли» Довженко. arzamas.academy